Скачать ZIP архив | Скачать RAR архив
Одним из инструментов реализации стратегии развития предприятия являются информационные технологии (ИТ). Наиболее активно используют ИТ предприятия металлургической и добывающих сырьевых отраслей, экспортеры вооружения, государственные структуры, банки и другие кредитные учреждения.
5 уровней информационной эволюции предприятия:
- оперативный;
- сфокусированный на индивидуальной и ежедневной тактике;
- уровень консолидации (выигрыш для департаментов);
- интеграционный (интеграция бизнеса);
- оптимизионный (оптимизация бизнеса);
- инновационный (поддержка развития бизнеса через инновационность).
ИС пропускает через себя теперь не только структурированную, но и слабоструктурированную, а также неструктурированную информацию. Сейчас бОльший дрейф в направлении все большей интеллектуализации.
Неструктурированная информация (ai, позднее bi)
Эффективность ИС — это и есть степень соответствия системы поставленным перед ней задачам.
ПОд управленческой стратегией понимается «основанная на прогнозе общая концепция того, как достигается главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе».
Ключевые понятия: прогноз, цели, ресурсы, программа действий.
Стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствуеющих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.
ИТ-стратегия организации представляет собой технологический процесс по обеспечению преобразования объекта (бизнеса) из исходного состояния в ожидаемое, на основе использования ИТ.
3 основные части стратегии:
- текущее состояние ИТ в компании, с учетом сильных и слабых сторон этого состояния;
- будущее состояние ИТ в компании, необходимое для реализации стратегии развития бизнеса и достижения стратегических целей развития бизнеса;
- стратегический план перехода из одного состояния в другое.
Описание преобразований здесь выполняется в виде ряда документов, в которых присутствет:
- краткое описание бизнеса предприятия;
- перечень стратегических свойств планируемой ИС (масштабируемость, адаптируемость, локализованность, открытость, итд);
- описание стратегически значимых ИТ-проектов и ИТ-сервисов;
- описание способа приобретения ИС;
- описание существующей и ожидаемой информациооной, технической и программной архитектуры ИС;
- указания о стратегии автоматизации;
- описание ИТ и информационной поддержки существующих бизнес-процессов;
- указание разрывово в информационной поддежрке бизнес-процессов;
- характеристика расходов на приобретение ИС и обслуживание ее жизненного цикла, так называемая цена владения, а также затраты компании на внутреннее изменения;
- описание ОСУ ИТ-службы и ее место в системе менеджмента предпреятия;
- сведения об объеме инвестиций и сроках проведения автоматизации.
В условиях когда ИС является не чем иным, как инструментальным средством ведения бизнеса, правильная стратегия развития ИТ, ИС определяется двумя основными факторами:
- основными тенденциями развития информационных технологий;
- стратегией развития бизнеса.
3 уровня управления ЛПР — top, middle, junior (low)
Чем выше уровень управления, тем шире и системнее охват автоматизацией задач предприятия, тем больше эффект эмерджентности (системный эффект) — основного свойства ИС.
Применяют следующие подходы (стратегии) к автоматизации:
- хаотичная (кусочная) автоматизация;
- автоматизация по участкам;
- автоматизация по направлениям;
- полная автоматизация;
- комплексная автоматизация.
Характеристики различных подходов автоматизации:
Хаотичная (кусочная) автоматизация:
- предполагает установку частей ИС по мере возможности;
- представляет собой всего лишь заплатку;
- является наиболее плохим вариантом с наименьшей эффективностью;
- отсутствие стратегии внедрения (стратегического плана);
- процесс внедрения определяется сиюминутными задачами.
Автоматизация по участкам:
- представляет собой процесс автоматизации отдельных производственных подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку (бухгалтерия);
- предполагает постепенное внедрение;
- процесс внедрения характеризуется большой трудоемкостью;
- в результате в организации происходят существенные изменения;
- чтобы автоматизация по участкам была эффективна, необходимы стратегический и оперативный планы автоматзиации.
Автоматизация по направлениям:
- автоматизация направлений деятельности, таких как производство, сбыт, управление финансами;
- предполагает, что меня обхект мы изменяем предметную область;
- зависит от вида услуг, состава затрат;
- своеобразный конструктор, из которого можно создавать любые рабочие места;
- требует проведения реинжиниринга бизнес-процессов и создания модели всего предприятия.
Полная автоматизация:
- рапространение систем автоматизации на все функции управления за счет системной интеграции при внедрении;
- предусматривает, что все задуманные функции автоматизированны;
- системная интеграция носит только внешний характер.
Комплексная автоматизация:
- вокруг ядра выстраивается оболочка — интеграция носит внутренний характер;
- высокие требования к качеству управления.