Скачать ZIP архив | Скачать RAR архив

Одним из инструментов реализации стратегии развития предприятия являются информационные технологии (ИТ). Наиболее активно используют ИТ предприятия металлургической и добывающих сырьевых отраслей, экспортеры вооружения, государственные структуры, банки и другие кредитные учреждения.

5 уровней информационной эволюции предприятия:
— оперативный;
— сфокусированный на индивидуальной и ежедневной тактике;
— уровень консолидации (выигрыш для департаментов);
— интеграционный (интеграция бизнеса);
— оптимизионный (оптимизация бизнеса);
— инновационный (поддержка развития бизнеса через инновационность).

ИС пропускает через себя теперь не только структурированную, но и слабоструктурированную, а также неструктурированную информацию.
Сейчас бОльший дрейф в направлении все большей интеллектуализации.

Неструктурированная информация (ai, позднее bi)

Эффективность ИС — это и есть степень соответствия системы поставленным перед ней задачам.

ПОд управленческой стратегией понимается «основанная на прогнозе общая концепция того, как достигается главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе».

Ключевые понятия: прогноз, цели, ресурсы, программа действий.

Стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствуеющих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.

ИТ-стратегия организации представляет собой технологический процесс по обеспечению преобразования объекта (бизнеса) из исходного состояния в ожидаемое, на основе использования ИТ.

3 основные части стратегии:
— текущее состояние ИТ в компании, с учетом сильных и слабых сторон этого состояния;
— будущее состояние ИТ в компании, необходимое для реализации стратегии развития бизнеса и достижения стратегических целей развития бизнеса;
— стратегический план перехода из одного состояния в другое.

Описание преобразований здесь выполняется в виде ряда документов, в которых присутствет:
— краткое описание бизнеса предприятия;
— перечень стратегических свойств планируемой ИС (масштабируемость, адаптируемость, локализованность, открытость, итд);
— описание стратегически значимых ИТ-проектов и ИТ-сервисов;
— описание способа приобретения ИС;
— описание существующей и ожидаемой информациооной, технической и программной архитектуры ИС;
— указания о стратегии автоматизации;
— описание ИТ и информационной поддержки существующих бизнес-процессов;
— указание разрывово в информационной поддежрке бизнес-процессов;
— характеристика расходов на приобретение ИС и обслуживание ее жизненного цикла, так называемая цена владения, а также затраты компании на внутреннее изменения;
— описание ОСУ ИТ-службы и ее место в системе менеджмента предпреятия;
— сведения об объеме инвестиций и сроках проведения автоматизации.

В условиях когда ИС является не чем иным, как инструментальным средством ведения бизнеса, правильная стратегия развития ИТ, ИС определяется двумя основными факторами:
— основными тенденциями развития информационных технологий;
— стратегией развития бизнеса.

3 уровня управления ЛПР — top, middle, junior (low)

Чем выше уровень управления, тем шире и системнее охват автоматизацией задач предприятия, тем больше эффект эмерджентности (системный эффект) — основного свойства ИС.

Применяют следующие подходы (стратегии) к автоматизации:
— хаотичная (кусочная) автоматизация;
— автоматизация по участкам;
— автоматизация по направлениям;
— полная автоматизация;
— комплексная автоматизация.

Характеристики различных подходов автоматизации:

Хаотичная (кусочная) автоматизация:
— предполагает установку частей ИС по мере возможности;
— представляет собой всего лишь заплатку;
— является наиболее плохим вариантом с наименьшей эффективностью;
— отсутствие стратегии внедрения (стратегического плана);
— процесс внедрения определяется сиюминутными задачами.

Автоматизация по участкам:
— представляет собой процесс автоматизации отдельных производственных подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку (бухгалтерия);
— предполагает постепенное внедрение;
— процесс внедрения характеризуется большой трудоемкостью;
— в результате в организации происходят существенные изменения;
— чтобы автоматизация по участкам была эффективна, необходимы стратегический и оперативный планы автоматзиации.

Автоматизация по направлениям:
— автоматизация направлений деятельности, таких как производство, сбыт, управление финансами;
— предполагает, что меня обхект мы изменяем предметную область;
— зависит от вида услуг, состава затрат;
— своеобразный конструктор, из которого можно создавать любые рабочие места;
— требует проведения реинжиниринга бизнес-процессов и создания модели всего предприятия.

Полная автоматизация:
— рапространение систем автоматизации на все функции управления за счет системной интеграции при внедрении;
— предусматривает, что все задуманные функции автоматизированны;
— системная интеграция носит только внешний характер.

Комплексная автоматизация:
— вокруг ядра выстраивается оболочка — интеграция носит внутренний характер;
— высокие требования к качеству управления.