Скачать ZIP архив | Скачать RAR архив

Одним из инструментов реализации стратегии развития предприятия являются информационные технологии (ИТ). Наиболее активно используют ИТ предприятия металлургической и добывающих сырьевых отраслей, экспортеры вооружения, государственные структуры, банки и другие кредитные учреждения.

5 уровней информационной эволюции предприятия:

  • оперативный;
  • сфокусированный на индивидуальной и ежедневной тактике;
  • уровень консолидации (выигрыш для департаментов);
  • интеграционный (интеграция бизнеса);
  • оптимизионный (оптимизация бизнеса);
  • инновационный (поддержка развития бизнеса через инновационность).

ИС пропускает через себя теперь не только структурированную, но и слабоструктурированную, а также неструктурированную информацию. Сейчас бОльший дрейф в направлении все большей интеллектуализации.

Неструктурированная информация (ai, позднее bi)

Эффективность ИС — это и есть степень соответствия системы поставленным перед ней задачам.

ПОд управленческой стратегией понимается «основанная на прогнозе общая концепция того, как достигается главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе».

Ключевые понятия: прогноз, цели, ресурсы, программа действий.

Стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствуеющих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.

ИТ-стратегия организации представляет собой технологический процесс по обеспечению преобразования объекта (бизнеса) из исходного состояния в ожидаемое, на основе использования ИТ.

3 основные части стратегии:

  • текущее состояние ИТ в компании, с учетом сильных и слабых сторон этого состояния;
  • будущее состояние ИТ в компании, необходимое для реализации стратегии развития бизнеса и достижения стратегических целей развития бизнеса;
  • стратегический план перехода из одного состояния в другое.

Описание преобразований здесь выполняется в виде ряда документов, в которых присутствет:

  • краткое описание бизнеса предприятия;
  • перечень стратегических свойств планируемой ИС (масштабируемость, адаптируемость, локализованность, открытость, итд);
  • описание стратегически значимых ИТ-проектов и ИТ-сервисов;
  • описание способа приобретения ИС;
  • описание существующей и ожидаемой информациооной, технической и программной архитектуры ИС;
  • указания о стратегии автоматизации;
  • описание ИТ и информационной поддержки существующих бизнес-процессов;
  • указание разрывово в информационной поддежрке бизнес-процессов;
  • характеристика расходов на приобретение ИС и обслуживание ее жизненного цикла, так называемая цена владения, а также затраты компании на внутреннее изменения;
  • описание ОСУ ИТ-службы и ее место в системе менеджмента предпреятия;
  • сведения об объеме инвестиций и сроках проведения автоматизации.

В условиях когда ИС является не чем иным, как инструментальным средством ведения бизнеса, правильная стратегия развития ИТ, ИС определяется двумя основными факторами:

  • основными тенденциями развития информационных технологий;
  • стратегией развития бизнеса.

3 уровня управления ЛПР — top, middle, junior (low)

Чем выше уровень управления, тем шире и системнее охват автоматизацией задач предприятия, тем больше эффект эмерджентности (системный эффект) — основного свойства ИС.

Применяют следующие подходы (стратегии) к автоматизации:

  • хаотичная (кусочная) автоматизация;
  • автоматизация по участкам;
  • автоматизация по направлениям;
  • полная автоматизация;
  • комплексная автоматизация.

Характеристики различных подходов автоматизации:

Хаотичная (кусочная) автоматизация:

  • предполагает установку частей ИС по мере возможности;
  • представляет собой всего лишь заплатку;
  • является наиболее плохим вариантом с наименьшей эффективностью;
  • отсутствие стратегии внедрения (стратегического плана);
  • процесс внедрения определяется сиюминутными задачами.

Автоматизация по участкам:

  • представляет собой процесс автоматизации отдельных производственных подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку (бухгалтерия);
  • предполагает постепенное внедрение;
  • процесс внедрения характеризуется большой трудоемкостью;
  • в результате в организации происходят существенные изменения;
  • чтобы автоматизация по участкам была эффективна, необходимы стратегический и оперативный планы автоматзиации.

Автоматизация по направлениям:

  • автоматизация направлений деятельности, таких как производство, сбыт, управление финансами;
  • предполагает, что меня обхект мы изменяем предметную область;
  • зависит от вида услуг, состава затрат;
  • своеобразный конструктор, из которого можно создавать любые рабочие места;
  • требует проведения реинжиниринга бизнес-процессов и создания модели всего предприятия.

Полная автоматизация:

  • рапространение систем автоматизации на все функции управления за счет системной интеграции при внедрении;
  • предусматривает, что все задуманные функции автоматизированны;
  • системная интеграция носит только внешний характер.

Комплексная автоматизация:

  • вокруг ядра выстраивается оболочка — интеграция носит внутренний характер;
  • высокие требования к качеству управления.