39 Стратегии автоматизации деятельности компании Одним из инструментов реализации стратегии развития предприятия являются информационные технологии (ИТ). Наиболее активно используют ИТ предприятия металлургической и добывающих сырьевых отраслей, экспортеры вооружения, государственные структуры, банки и другие кредитные учреждения. 5 уровней информационной эволюции предприятия: - оперативный; - сфокусированный на индивидуальной и ежедневной тактике; - уровень консолидации (выигрыш для департаментов); - интеграционный (интеграция бизнеса); - оптимизионный (оптимизация бизнеса); - инновационный (поддержка развития бизнеса через инновационность). ИС пропускает через себя теперь не только структурированную, но и слабоструктурированную, а также неструктурированную информацию. Сейчас бОльший дрейф в направлении все большей интеллектуализации. Неструктурированная информация (ai, позднее bi) Эффективность ИС - это и есть степень соответствия системы поставленным перед ней задачам. ПОд управленческой стратегией понимается "основанная на прогнозе общая концепция того, как достигается главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе". Ключевые понятия: прогноз, цели, ресурсы, программа действий. Стратегия организации - это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствуеющих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. ИТ-стратегия организации представляет собой технологический процесс по обеспечению преобразования объекта (бизнеса) из исходного состояния в ожидаемое, на основе использования ИТ. 3 основные части стратегии: - текущее состояние ИТ в компании, с учетом сильных и слабых сторон этого состояния; - будущее состояние ИТ в компании, необходимое для реализации стратегии развития бизнеса и достижения стратегических целей развития бизнеса; - стратегический план перехода из одного состояния в другое. Описание преобразований здесь выполняется в виде ряда документов, в которых присутствет: - краткое описание бизнеса предприятия; - перечень стратегических свойств планируемой ИС (масштабируемость, адаптируемость, локализованность, открытость, итд); - описание стратегически значимых ИТ-проектов и ИТ-сервисов; - описание способа приобретения ИС; - описание существующей и ожидаемой информациооной, технической и программной архитектуры ИС; - указания о стратегии автоматизации; - описание ИТ и информационной поддержки существующих бизнес-процессов; - указание разрывово в информационной поддежрке бизнес-процессов; - характеристика расходов на приобретение ИС и обслуживание ее жизненного цикла, так называемая цена владения, а также затраты компании на внутреннее изменения; - описание ОСУ ИТ-службы и ее место в системе менеджмента предпреятия; - сведения об объеме инвестиций и сроках проведения автоматизации. В условиях когда ИС является не чем иным, как инструментальным средством ведения бизнеса, правильная стратегия развития ИТ, ИС определяется двумя основными факторами: - основными тенденциями развития информационных технологий; - стратегией развития бизнеса. 3 уровня управления ЛПР - top, middle, junior (low) Чем выше уровень управления, тем шире и системнее охват автоматизацией задач предприятия, тем больше эффект эмерджентности (системный эффект) - основного свойства ИС. Применяют следующие подходы (стратегии) к автоматизации: - хаотичная (кусочная) автоматизация; - автоматизация по участкам; - автоматизация по направлениям; - полная автоматизация; - комплексная автоматизация. Характеристики различных подходов автоматизации: Хаотичная (кусочная) автоматизация: - предполагает установку частей ИС по мере возможности; - представляет собой всего лишь заплатку; - является наиболее плохим вариантом с наименьшей эффективностью; - отсутствие стратегии внедрения (стратегического плана); - процесс внедрения определяется сиюминутными задачами. Автоматизация по участкам: - представляет собой процесс автоматизации отдельных производственных подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку (бухгалтерия); - предполагает постепенное внедрение; - процесс внедрения характеризуется большой трудоемкостью; - в результате в организации происходят существенные изменения; - чтобы автоматизация по участкам была эффективна, необходимы стратегический и оперативный планы автоматзиации. Автоматизация по направлениям: - автоматизация направлений деятельности, таких как производство, сбыт, управление финансами; - предполагает, что меня обхект мы изменяем предметную область; - зависит от вида услуг, состава затрат; - своеобразный конструктор, из которого можно создавать любые рабочие места; - требует проведения реинжиниринга бизнес-процессов и создания модели всего предприятия. Полная автоматизация: - рапространение систем автоматизации на все функции управления за счет системной интеграции при внедрении; - предусматривает, что все задуманные функции автоматизированны; - системная интеграция носит только внешний характер. Комплексная автоматизация: - вокруг ядра выстраивается оболочка - интеграция носит внутренний характер; - высокие требования к качеству управления.