37 Информационный менеджмент и место IT менеджера на предприятии Инф.менеджмент необходим: - на предприятиях - производителях прог.продуктов; - на предприятиях, занимающихся реализацией прог.продуктов; - на предприятиях - потребителях информ.систем; - на предприятиях, работающих в ИТ-консалтинге. Информационный менеджмент Внутренние с внешние информационные системы, Software Независимые IT-компании (продажи Software, Hardware, системная интеграция) Общий менеджмент организации Независимые IT-компании (консалтинг, аутсорсинг) Hardware Ресурсы предприятия Команда разработчиков ИС IT-служба, эксплуатирующая Software и Hardware Информационный менеджер: Финансовые вопросы, Медеджер, Программист администратор, Техн.вопросы Сфера деятельности информ.менеджера: Предметная область - ИТ и рынок ИТ - Методы и инструменты управления На фирме-потребителе ИТ-менеджер организует: успешную покупку (цена качество) организацию разработки адаптацию обучение персонала установку, внедрение информационной системы сопровождение работает с сетвым планированием - ИТ В компании производителе ИТ-менеджер: организуемт поиск покупателей ИС обеспечивает контроль над реализацией, установкой, обучением, внедрением, обслуживанием ИС организует связь по горячей линии обеспечивает оказание скорой помощи организует рассылку информации о новинках, ценах Согласно немецкой школе информ.менеджмент - это весь комплекс задач менеджмента в сфере создания и использования информац.ресурсов. Английская школа трактует информац.менеджмент как комплекс задач управления, связанных с информационными системами. Российское определение информ.менеджмента: круг задач управления, решение которых обеспечивает достижение целей предприятия за счет эффективного и согласованного управления ресурсами информационных технологий и ресурсами предприятия. Информационный менеджмент (управление ИТ) включает: определние права на принятие решений и границ ответственности для стимулирования желаемого поведения при использовании ИТ процессы принятия конкретных решений в ИТ В рамках ИМ на предприятии принимают решения: - высшее руководство бизнеса или отдельных направлений - отдельные ИТ-руководители или группы ИТ-руководителей - руководители среднего звена - высшее руководство по направлениям - ИТ-руководители и отдельные руководители - каждый отдельный пользователь Оценка эффективности ИМ на предприятии осуществляется с точки зрения: общих бизнес-характеристик: - затрат - эффективности использования активов (ROA) - роста производства - гибкости и адаптивности бизнеса дополнительных характеристик - существующих уровней рисков - уровня информационной безопасности - качества реализации ИТ на предприятии - гибкости используемых информ.систем и тех.средств Принципы построения динамической системы ИМ состоят в следующем: - разработка и управления моделью ИТ должна основываться на едином видении бизнес-процессов - в основу следует закладывать многофункциональную архитектуру компонентно-ориентированная структура ИТ - виртуализация - гибкость в поиске и выборе ИТ-ресурсов. Признаки компании с высоким уровнем реализации ИМ: - высшее руководство компании способно описать процедуры информ.менеджмента в компании. - прямое участие высшего менеджмента в процедурах принятия стратегических решений в ИМ - наличие четких целей бизнеса - наличие динамики по уменьшению перемен в управлении Признаки неэффективного ИМ на предприятии: - высшее руководство ощущает низкую рентабельность от инвестиций в ИТ - ИТ часто являются преградой для осуществления новых стратегий компании - медлительное или противоречивое действие механизмов принятия решений в ИТ - высшее руководство не может объяснить процедуры в рамках ИМ на предприятии - проекты ИТ не укладываются в сроки или бюджет - аутсорсинг рассматривается как быстрое решение проблем - частая смена механизмов управления В сфере ИМ на предприятиях наблюдаются следующие тенденции: - постоянное увеличение роли ИТ как ресурса в реализуемых технологиях - повышение ценности и конфиденциальности накапливаемой информации - перевод все большего количества процессов в он-лайн - увеличение потребности в мобильности процессов ИМ и применяемых ИТ - увеличение доли аутсорсинга в вопросах управления инфраструктурой (ИТ-услугами)